Интриги Скотникова, 7, сброс Маленкова к Якубовичу в наказание

Интриги Скотникова,

касавшиеся Маленкова С.К.

упрощенная таблица на лето-осень 1989 г.

Не хватает документов КБ для уточнения дат и участников событий

7, 1976 - о сбросе меня к Якубовичу

как наказание обоим

 

Интрига

кто топил

где описана?

7.

1976 - о вреде свободы творчества

Скотников

сброс меня к Якубовичу, "Капризный новичок"

1. чужой среди своих \ 2. Поучатель учителей \ 3. Поучатель руководителей производств \ 4. Систему бы сменить… \ 5. Опять к образованию \ 6. Лицом к Гению! \ 7. Планка себе и другим \ 8. О привычках и логичности поступков \ 9. Плановый нарыв \ 10. Прорыв \ 11. Побег - пока не свобода \

МАТИ не практиковало практики студентов в КБ. Ни их атмосферы, ни традиций - мы не видели. В МАТИ не было и своего студенческого КБ, где какие-то работы с ведущими от разных фирм нас тренировали. Когда у меня курсовую работу курировал конструктор от КБ ЯК, мне о нём как конструкторе ничего не было известно.

Нам не провели ни одного занятия по "мозговому штурму". Это только из книг и кино.

Я даже деканату и кафедре приборов объяснял идеи Менделеева о непрерывном образовании. Не поняли. так они и зависли на 30 лет до моего эксперимента в РМАТ.

А работа в КБ началась в бригаде Барсукова с объяснений, что никого продолжающегося образования не будет, что надо работать на том, то выучил. Не мешай ведущему расспросами.

. "Барсук", как его звали "по за глаза", был всего на 12 лет старше, почти ровесник брата Славы. Крупные черты лица, молчалив, много курит, не балагур, иногда раздражён.

Отказался от работы техника-чертёжника, - тут же Барсук ткнул в незнание многих ГОСТов.

Виновато МАТИ. Неотличники знали ещё меньше. Но тут кому до этого дело?

Набросился зубрить пробелы. По-привычке -законспектировал эти ГОСТы, удивив всех нормоконтролёров. Я не знал, что стандарты часто меняются, и конспекты прежних - пойдут на выброс, редактировать их трудоёмко. Выход один - запоминать!

Новичку довольно быстро Барсук доверил разработку достаточно сложных чертежей деталей, а затем и сборочных. Появилась возможность "повертеть в руках", изучить не по картинке образцы зарубежной современной техники, аналогов. У Барсука их был целый шкаф.

Новое дело всегда вызывает вопросы, а если его изучать дотошно, то вопросы вылезают там, где всё покрыто пылью привычки.

- Так все давно делают, так "положено".

- Но почему?

Логичных ответов не было или их Барсук не знал. Никто в бригаде не объяснял больше него. Всё подменялось привычкой. Но тут ведь не цирк животных, а авиапром! Меня заучивание чужих привычек не устраивало. Я хотел до всего "докопаться".

На территории КБ было опытное производство. "Литейка", "термичка", металлообработка, гальваника, "малярка", сборочные цеха, испытательные. Множество шкафов со стандартами и нормативами, которые надо знать и применять в каждом чертеже, по каждому случаю проектирования и изготовления деталей и их "сборок". Казалось, жизни не хватит их прочесть. Читаешь, а пока чертишь - они меняются! Бесконечно, как бег за своим хвостом!

Что такое "стандарты для кабин", "нормы лётной годности"? Этого в ВУЗе "не давали"!

Студенту никогда не хватало времени. Но я "впитывал" больше "программы". И даже при этом оказалось, что ВУЗ дал безнадёжно мало!

В ВУЗе любили говорить: "Студент – это сыр. Чем больше на него давишь, тем он лучше качеством". Красиво говорили.[1] Но, может, качество выпускников надо всё же улучшать не давлением, а по иной технологии?

Вопросы "чистой технологии" – ближе. Что надо отлить, а что "выдрать из куска"? Сколько надо "переходов", времени, оснастки, инструмента, денег на каждую деталь и весь прибор? Как сделать быстрее, прочнее, легче, дешевле? Где оптимальный баланс "единства противо-положностей"?

На какое-то время лавина нового и лавина вопросов действовали оглушающе.

ВУЗ к этому совершенно не подготовил. Да и в план в КБ таких вопросов не вписывали. Можно выполнить приказ ведущего, верить его опыту. Он для того и "ведущий". Но работа по приказу и "по указке" – это не творчество. Но когда-то ведь надо этот выбор делать и самому!

А творчество без этих вопросов и решений - невозможно. Как это наверстать быстрее?

Человек, имевший большее число "пробелов" в знаниях, "троечник" - к творческому марафону не пригоден по вине ВУЗа. Он – "гарантированно отстающий" "исполнитель". Наука, техника, нормативы в авиации меняются стремительно. "Исполнитель" такого качества - за изменениями не уследит, да и не следит, а потому и не исполнит.

Зачем же таких плодить, морочить голову статистикой "дипломированных специалистов"?

А если еженедельно читать всем обзор изменений? Останется ли время для работы? Но этого нет. А каково качество работ у незнающих последних достижений?

В КБ и вопрос так никто не ставил. И слушать такие вопросы не желал. Все изменения каждым изучались по мере "натыкания" на них при проектировании. Вернее, при подписании чертежа у нормоконтролёра. Это влекло потери времени при переделке (по замечаниям нормо-контроля) графики (чертежей), а то и конструкций.[2]

Требовалось знание на память сортамента и свойств используемых материалов, полуфабрикатов, покупных элементов… Голова - самый оперативный справочник и самый дешёвый компьютер. Но и этому в МАТИ не готовили. Никто не сказал, что выученное на 1-3 курсе за 2-3 года устареет. Останется неизменным математика, физика, сопромат...

А ведь в это же время мир обогащался новыми изобретениями и открытиями, конструкциями и их изменениями… На слежение за техническими новациями - в плане работ время не отводилось совсем. Либо ты научишься это изучать "за свой счёт"[3], либо будешь безнадёжным аутсайдером.

Государство тебя обкрадывает. Но надо так поставить эти затраты на изучение новаций, чтобы выиграть и у сослуживцев, и у государства![4]

Как создать календарные и тематические каталоги прогресса технических решений? И заглядывать бы в них при решении очередного проекта?

Эх…

"Забыть дедукцию"[5]?

2. Поучатель учителей

Эффективностью труда и информации никто не занимался. Держать "разработчиков" "на уровне" – нет такой задачи. Эти "барьеры" брал каждый сам при сдаче очередных чертежей, догоняя в "узком" месте, теряя общий кругозор. Обзор и гонка "за прогрессом" отсутствовала даже для "ведущих". Для этого в планах "планово" не отводилось времени. Просьбы мои об этом начальников сначала смешили, потом раздражали…

Готовится "легализованным сачком"[6] стать, что ли?

Отпрашивание на часок в библиотеку (а она в КБ была на соседнем пятом этаже) воспринималось как отлынивание от работы.

Невольно в памяти всплыли страсти студенческих споров и "сходок", в которых я участвовал, мои "походы" и письма в деканат, ректору, в МинВУЗ, правительству, депутатам…

ВУЗы были центрами общеобразовательной подготовки настолько общей и неконкретной, что попавший в КБ или в производство выпускник самостоятельные задания выполнять не может, использовать знания последних достижений - не имеет полномочий. А тем более – спорить за своё решение.

В отношениях ВУЗ – производство надо было внедрять… свои же предложения. "Себе во вред". Оздоровлять страну от веры, что за тебя "старшие" всё правильно решат, - от этой разновидности "наркомании".

Самое главное в контроле за качеством – это качество контроля![7]

Но…

Но общеизвестно, что "наркобароны" любой разновидности "наркомании" крепко связаны с "верхними эшелонами" власти. И будут защищать свою епархию от оздоровительных прививок "эскулапов" и "мичуринцев".

По моим предложениям было очевидно[8], что до признания бывшего дипломника "специалистом" должна быть его стажировка и аттестация в конкретном производстве, обзор качества выполненных работ[9], проявленных навыком, но их подменили экзаменационными оценками из дипломной ведомости[10] и записью в трудовой книжке о принятии на должность[11].

А оценка "покупателя товара", заказчика готовящихся специалистов[12] - всегда строже.

От простейших заданий в период "испытательного срока", до работы в полную силу по полученной должности и профилю пройдёт куда более длинный срок. До него бывший студент - скорее "курсант на звание инженера", а не специалист.

Кстати ещё в 19-м веке существовали должности "помощник практического инженера"[13], на звание инженера держали экзамен только после промышленной стажировки. Упрощение этого правила обесценило качество и звание инженера, окружило уважаемых "спецов" самозванной "шугой".[14]

Защита нынешних формальных дипломных студенческих проектов, которые во многом надуманы, во многом скопированы с прошлогодних, во многом "содраны" с реальных, но чужих производственных работ, - просто не нужна.

Да, она частично демонстрирует "навыки применения знаний"[15]. Но плохо демонстрирует.

Студент боится "провалиться". И кафедра боится показать "сырого" специалиста. Результат – "взаимолояльность", "халтурные" защиты. Студенты копируют чужие проекты ведущих специалистов предприятий и КБ, выдавая в дипломной работе их за свои.

Умение "срисовывать" у художников может не привести к способности самому создавать шедевры. Но может породить копииста, трепещущего перед чужими решениями и лишённого своих идей.

Предприятия, Кафедры и Экзаменационные комиссии это знали. Обеспечивали именно халтурную "дипломную практику". Прямой и массовый сговор, профанация обучения, фальсификация аттестации. Самая обычная, "серийная" организованная преступность[16]!

Самая "образованная" страна неминуемо должна была наполниться фиктивными специалистами.

Троечник-врач это же убийца!

А троечник-авиаконструктор? Я бы не сел в его самолёт.

А троечник-испытатель, троечник-контролёр?

А троечник-юрист, троечник-бухгалтер, троечник-министр?…

Чур меня от их "услуг"!

А троечник, отстающий от гонки за прогрессом? Это выпускник-"специалист", обречённый стать двоечником, приносящим ущерб своей ежедневной "работой".

Это процесс гнилого болота. Затраченные на образование деньги дадут не золотые самородки, даже не торф, а г…

Храни нас Бог и от услуг, и от ненависти всех троечников мира! Да помоги им доучиться!

Реально к проекту на уровне "дипломного" конструктор готов не на 5-м курсе ВУЗа, а достигнув в производстве уровня конструктора 2-й или 1-й категории. Именно в этих должностях инженеры КБ и получают самостоятельные работы. Это записано в должностных инструкциях как норма сложности работ, эта способность к самостоятельному и ответственному исполнению заказа аттестовывается.

К этому "специалист" в условиях практической деятельности идёт после ВУЗа лет 5-15. Единицы – раньше. Многие "специалисты", оставаясь "исполнителями" низкого уровня, к самостоятельному проекту, то есть к собственно инженерной работе, уже не доходят никогда. Абсурд.

Их диплом – документ о потерянных годах. О возможности стать специалистом. А ведь он должен свидетельствовать только то, кем обученный является.

Возможность быть кем-то иным (и условия получения и использования таких возможностей) с полученными знаниями должны быть описаны в дипломе или в законе.[17]

В лучшем случае, не проявившиеся выпускники ВУЗа станут техниками-практиками. Но я больше доверяю отличному практику, поднявшемуся из рабочих, чем опустившемуся из инженеров.[18]

Как аттестует жизнь, так и должен аттестовать ВУЗ. Но с использованием методик непрерывного образования, ускоренной подготовки и ускоренных испытаний.

Я предлагал делать так:

3-й курс. Практика. Курсовой Проект. Оценка навыков и уровня предложений для внедрения. Техник-конструктор.

4-й курс. Практика. Реальные задания. Прикладной проект. Оценка уровня предложений для внедрения. Конструктор 3-й категории. Уходящий в "производство" с этих курсов должен иметь это право и получить ВУЗовский аттестат своего уровня. Например, инженер-конструктор 3-й или 4-й (низшей, пока не существующей) категории.[19]

5-й курс должен выпускать инженеров (конструкторов, технологов и т.п.) 3-2 категории. А не "инженера вообще".

Продукт без оценки качества и разряда стандарта - неважнецкий товар.

Аналогичные градации можно привести и для учителей, юристов и др.

Получившему "2" не надо навсегда "отсеиваться", а вместе с возможностью "повторного обучения", "второгодничества", с возможностью дообучения - должна предоставляться справка "посещал курс по предметам …". Как свидетельство потраченных усилий почти с "нулевой суммой" набранных очков.[20]

Должна допускаться возможность иметь выпускнику "3" только по "непрофильным" предметам. Троечник, может быть, и "выпускник", но не специалист!

Вслушайтесь в это слово! Специалист!

Выпускнику-троечнику тоже должна полагаться справка "прослушал курс по …". Слушал, но не услышал.

"Несовершенный" вид глагола.

Несвершившийся специалист.

Документ соответственно тоже – о факте усилий с мнением типа "зачёт", "к сведению"…

"Удовлетворительно" должно пониматься как "исправимый брак". С неизменным обязательством его исправить, пройти "курсы доквалификации".

Всё это должно войти в таблицы законодательных инициатив, а затем в Закон, в нормы поведения общества.

"Сдадим наши Посредственные знания на ХОРОШО и ОТЛИЧНО!" - опубликовала как-то студенческая газета МАТИ в качестве призывных лозунгов к Первомаю.

Но если бы это был только юмор! Это была правда!

Нужна иная защита для статуса "специалист":

- защита своего, реального, прикладного проекта, с защитой новизны решений, эффекта внедрения, качества исполнения, и, конечно, демонстрация полученных знаний и навыков, защита с обзором (сравнения) других выполненных прикладных работ[21], защищённых изобретений.

На современном этапе знания и навыки должны включать навыки использования баз данных на ЭВМ и навыков проектирования на ЭВМ.

Замечания на "избыточность" представленного к защите материала, которые были даны мне в 74-м году[22], должны быть исключены.

Как можно карать за добавочно совершённый полезный труд?

Как можно его не поощрить?

Обозначить минимальный порог достижений для признания – важно. Можно сочетание достижений обозначить в баллах. Без новизны, без эффекта внедрения – сумма баллов для признания должна быть недостаточной.

"Выпадающий" из доказательств по теме защиты материал может быть отведён в "приложение", в "иллюстрации". Но пенять на излишества достижений или доказательств – это породить куцую, несамодостаточную и искусственно ухудшенную работу!

Не многие добровольно размахнутся на грандиозные проекты. Не бойтесь.

Хотя - дай Бог таких творческих смельчаков побольше!

Но над большой авторской работой надо напрячься и арбитрам. Авторский и новаторский труд - надо уважать.

Свежие знания и проекты выпускников ВУЗа должны максимально использоваться в планах модернизаций проектов и производств.[23]

Молодой специалист практику должен проходить (за работой вместе с "главными" и "ведущими" специалистами) за анализом сравнительных преимуществ и недостатков проектов и производств.

"Задремавшие на лаврах" должны рваться на курсы проф. совершенствования, чтобы не быть смещёнными молодым специалистом по результатам его аналитики трудов "старших товарищей" и предложений к совершенствованию.

"Знания, которые не пополняются – убывают с каждым днём" – записал я как-то в записную книжку студентом. Истинная правда!

Страна, нашпигованная "липовыми" специалистами, это тот же небоеготовый полк из повести "И один в поле воин". "Некотируемые" дипломы и люди – огромная беда. Зря затраченные деньги и время. Это – трагедия не только "выпускников", но и общества.

Для предотвращения такого ущерба и для его возмещения должны в стране быть ответственные люди.

И это тоже надо оценивать. И не только в финансовом ущербе. Это – потери в развитии науки, производства, мощи страны. "Остаточный" принцип финансирования ВУЗов и науки – их только усугубляют. Это тоже преступление.

И "наверху" должны быть ответственные, особенно персонально, и коллегиально (см. в ГК и УК - солидарная и субсидиарная ответственность, ответственность должника за действия третьих лиц), и "по совокупности", и должно быть без "сроков давности", с неизбежностью наказания. Так как это – преступления против интересов государства и общества, с использованием должности и власти, т.е. – особо опасные. Бывшая ст. 69 УК РСФСР!

Уголовники, придя к власти, спешно её отменили как "Сталинскую", развязывая себе руки к серии куда более мощных преступлений с использованием должности и власти. (Смотри обе предыдущие моих повести).

И этот их статус должен быть восстановлен и неизменен. Формулировки отменённой ст.69 старого УК должны быть повторены в новом! К этой категории преступлений должно быть и строгое внимание, и эффективные меры борьбы и профилактики.

Где взять деньги на внедрение идей?

От внедрения идей! Хорошие идеи – всегда "доходны".

3. Поучатель руководителей производств

Япония, например, не имея земли и природных ресурсов, лидирует на техническом прогрессе, скупая патенты, торгуя лицензиями. У меня - фонтан доходных идей.

И главной в недавно защищённом дипломном проекте была идея 15-кратной прибыли от полуавтоматизированного производства, имевшегося и в этом КБ в его "пещерном" виде.

И наоборот, невнедрение даже части этих предложений чревато не просто убытками, а многими бедами.

Сколько, например, арсеналов отравляющих, взрывоопасных, радиоактивных веществ создано без гарантий финансирования их охраны и гарантий финансирования их эксплуатации?!

Сколько вооружений мы уничтожили, признав их избыточными, но не подлежащими продаже или утилизации? Это же мотовство! Американцы снятое с вооружения - утилизируют!

Сколько ликвидаций последствий ЧП мы финансируем вместо вложения много меньшего объёма финансирования в достижение достаточного уровня эксплуатации, охраны, учёта, модернизации во всех отраслях техники, жизни, городского хозяйства!

Проект финансирования цикла эксплуатации должен создаваться совместно с проектом создания объекта, а исполнение планов финансирования и получения доходов должно входить в Перечни Проблем периода эксплуатации объектов. В пакет эксплуатационных документов.

Не ведут власти и общество Перечень Проблем, нет и Перечня Последствий, нет Перечня Приоритетов, Перечня решений и Перечня проектов решений!

Тогда тяжёлые последствия – неизбежны.

Нет денег на ведение Перечней Проблем? Возьми идеи и труд инициативных групп даром. А честнее – запиши в Гос. Долг.[24] Добейся решения проблем. Верни долг наследникам, когда извлечёшь, наконец, пользу.

Не способен организовать ведение и анализ Перечней Проблем в регионах и городах даже "на общественных началах"? Уйди. Ты не управленец. Ты хуже троечника. Бракодел.

Или Злоумышленник.

Не хочешь? Вопросы этого ЧП в законодательстве должны решаться не политически, а экономически. Злоумышленник и группа его поддержки должны возместить ущерб стране.

Желающих прорваться к власти и "погреться" - сразу поубавится. Невыгодно. Небезопасно. "Эшелоны власти" очистятся и сократятся.

Я десятки лет предлагал эти технологии саморегуляции и очищения. Они не выгодны только преступникам во власти.

Сколько лет этому театру… По сравнению с возрастом Власти - 30 лет моих усилий по её реформированию "вечно молоды". Пусть запомнятся людям эти подвиги Гражданина.

Когда же люди встряхнутся и уберут со сцены актёров-мошенников, их режиссёров?…

Бывало, и не раз "всем миром" народ России восстанавливал страну на пепелище. Но при этом всегда был лидер, достойный героизма народа, и была достойная цель.

У нынешних - достояние народа растекается между пальцев, а в головах за много властных дней не рождается "национальная идея"… Нет поэтому и желания помогать "всем миром" правителям, у которых всё валится из рук и всё течёт меж пальцев.

А вот желание дубиной прогнать и проучить негодных – растёт!

Надо думать, гражданин, кого ставишь к рулю! Надо уметь воспитывать и менять рулевых. Иначе будешь в кювете!

Хотели ли руководители КБ себе такого работника?

Думаю, если бы о наличии таких мыслей им доложила проверка, они бы меня отбросили.

Но проверку на допуск я проёл, хот всех этих мыслей никогда не скрывал, даже рассылал в ожидании их понимания и внедрения.

4. Систему бы сменить

Для нежелающих жить, думая и отвечая, - должен быть иной статус. Не гражданин, а обыватель[25], мещанин[26], житель, пользователь, потребитель. От того, что эти некоторые категории отменили, сократив "уравниловкой" до единственной, - они не исчезли, а принудительно замаскировались. "Человек с узкими интересами" - не презрительный ярлык, а факт.

Все ограничены в разной степени. Одни – по доброй воле, другие – по степени развития (и по совокупности этого).

Это надо естественно фиксировать.

Статус по категориям гражданства (с разной степенью обязательств граждан) должен разделить права, обязанности, ответственность. Как гражданина (жителя) перед страной и обществом, так и государства перед ними.

Статусу Гражданин - надо соответствовать!

Но безответственных жителей, без обязательств за стабильность и демократичность общества, - должно быть мало. Иначе страна станет скопищем невежества и злоупотреблений, умные сбегут от грязи, а страна станет колонией, в руках преступного сообщества мошенников и "олигархов".

Не отделив "мух от котлет", общество не справится с этой проблемой и болезнью.

Для этого в числе "национальных идей" (и в нормах закона) должно быть воспитание кадров, честный конкурс на качества лидера, и оценка каждого его действия на соответствие принципам, которым он присягал.

О, сколько университетов и спецАкадемий должны были готовить советских и современных "умельцев", чтобы так развалить всё в стране, как развалили "реформаторы" 90-х!

Даже сталинский преступный режим, выросший из смеси революционного бунта и разгула преступности, быстро наращивал силы страны и благосостояние народа, ибо без этого рухнул бы сам. "Неудачи" реформаторов кроются в заинтересованности внешних сил, которым они служат, и которым сильная Россия не нужна.

Лучше б меньше, да лучше![27] Без дырявых рук и мозгов. Без предателей. Старый лозунг. А правильный.

В основе таких государственных бед – "ненаказуемые" поступки чиновников.

Не внёс в план работ. Не внёс в план Проблем.

Не захотел вести Перечень Проблем.

Не обозначил уровень недостаточности финансирования и уровень возможных последствий.

Не поставил вопрос о мобилизации сил общества на решение проблем, порождающих цепную реакцию проблем.

Не проконтролировал решение.

Не зарезервировал планы и средства на ликвидации ЧП…

Подумаешь! Нет ведь наказания.

Такой же "умник" не внёс это в Закон, в Указ, в Постановление, в должностную инструкцию, в трудовой договор… Создал Условия Запланированного Хаоса. Привёл к разрухе общий труд, общий дом, завод, отрасль, страну и… – невиновен?

Как это?

Переведён на "другую работу", где навредит также.

Получая за это оплату деньгами народа? И опять - без ответа, без неизбежности возместить весь причинённый им ущерб?

Абсурд!

Зачем нам быть жертвами безответственных экспериментов?

Уволен на социальную пенсию общества, которому он нанёс ущерб!? Да ещё с надбавками за "стаж" и "заслуги"?

Дикое преступление!

Почему обществу навязывают обязанность содержать (да ещё в комфорте!) преступника, причинившего гражданам вред, вместо взыскания ущерба с преступника?

Бред!

Но именно так было и при "социализме", и так осталось при "реформаторах-демократах"!

В чьих интересах такие правила государства?

Это исправлять надо срочно!

Чиновник никогда не внедрит сам себе наказание. И не надейся!

Эти правила надо принимать всенародно. А затем следить за их исполнением управленцами.

Вот почему Перечень Проблем не просто должен быть, но он не может быть отдан на откуп чиновникам.

Он должен быть доступен для изучения и контроля гражданам и организациям, доступен для свободного внесения Проблем. С обязательной регистрацией каждой объявленной (заявленной) Проблемы.

Ответы и отказы, проекты и решения – должны оставаться в архивах, в электронных базах данных не менее жизни двух-трех поколений. Для гарантий возможной защиты нарушенных прав и законных интересов. Это защитит от соблазнов "текущего" мошенничества.

Сколько бы не смеялись над "правилами Маленкова" – они внедрятся. Собирающие лучшее в марафоне жизни – не могут остаться не оцененными обществом.

Желающие себе блага люди – не могут этот бесценный труд не принять.

5. Опять к образованию

От меня ждали простейших чертежей. Я их делал, и делал хорошо. Но мне это было скучно. И бывший дипломник продолжал фантазировать в среде живого КБ и производства.

Дипломные проекты (как и любые разработки) должны приносить прибыль. Бесполезная работа – признак глупости и заказчика, и исполнителя.

Невнедрение прибыльного проекта, неизвлечение максимальных прибылей – преступление, ущерб стране, обществу. Обязана быть и кара.

Выбор будущих специалистов представителями Заказчиков (ведущими и главными специалистами, будущими непосредственными руководителями) должен идти с 3-4 курса, в наблюдении за их достижениями, а не на защите единичного (хоть и дипломного) проекта.

Курсовые работы студентов должны быть частью реальных работ Заказчиков, погружающие в требования ГОСТов[28], ТУ[29], испытаний и эксплуатации, традиционных и экспериментальных технологий.

Типовые проекты должны составлять учебник и задачник, электронные библиотеки. Вчера на магнитной ленте, сегодня - на CD. Завтра – …

Со студентами должны напрямую заниматься отделы изобретательства и рационализаций. "Лучше меньше, да лучше" – зря отбросили этот лозунг[30]! Он – верный!

Практиковаться не в известном и типовом, а в нужном – особый стимул. Он и определяет пробелы, стимулирует к учёбе, пока она – доступное и единственное твоё занятие. А нужно делать всё только на лучшем, на патентуемом и на жизнеспособном уровне.

Должна быть и другая сторона интереса – право студента на выбор будущего руководителя и фирмы из числа Заказчиков или свободный поиск трудоустройства.

И этого мало. Студент должен аттестовываться на потенциального Исполнителя, потенциального Организатора-руководителя, потенциального Изобретателя, руководителя-генератора новых проектов и направлений. Ведь для НИИ, например, более нужен "генератор", а не исполнитель, в число которых "выпадают" "уставшие" и неудачники. Сочетания "полутонов" можно оценивать в баллах.

Всё течёт, всё меняется. В любой период "поднаторевший" выпускник должен иметь право на переаттестацию. Сейчас он переаттестации боится, а должен к ней, к росту, - стремиться.

Ан, - нет, ВУЗ этим заниматься не хочет. А предприятия – тем более. Где же заинтересованное и ответственное звено? В правительстве? Так оно "не чувствует" проблемы ВУЗа и предприятия!

Поделите вопрос, пункты проблемы, способы решения, учёта, контроля, поделите функции каждого звена и ответственность. Без пробелов. И пробуксовка станет редкостью. Любую задачу можно решить поэтапно и с разделением функций.

Всякий эталон в этом жанре будет субъективен, текучка среды самих аттестующих даст необъективность и противоречивость оценок. Сам аттестуемый тоже быстро меняется

Всё верно! Да не надо аттестацию превращать в привычную "объективную" оценку (отметку)! Такая аттестация – только символ, стимул. Ведь певец, не победивший в конкурсе вокалистов, не перестаёт петь! И не шарахается от повторных конкурсов.

Но в вокале и музыке личные достижения каждый делает заново, а эталоны могут держаться столетиями.

В авиации же достижения стареют раньше износа самолёта, раньше их создателей. Эталон же (стандарт, образец) должен быть настолько оперативен, подвижен, чтобы не стать тормозом развития.

Но двух одинаковых инженеров просто не может быть. Даже при одинаковом наборе изученных наук с одинаковой оценкой на экзаменах.

"Объективный" критерий всё же есть. Его демонстрируют, например, игры шахматистов. Хочешь быть гроссмейстером (конструктором Х- категории, ведущим конструктором, главным, …)? Обыграй гроссмейстера![31] Каждый отдельный "бой" – субъективен. А в системе: все проекты для внедрения – только из лучших.

Возвращаемся к идее конкурсов мэтров с новичками или учащимися.[32] Это подтягивает стимулы обеих сторон.

У конструкторов это решить просто – одно задание дать на 2-3-х конкурсантов. Некоторое удорожание проекта (на стимуляцию конкурсантов и изготовление двух проектов вместо одного) обернётся приростом новаторских решений, конкурентоспособностью образцов. В среде ведущих специалистов исчезнут "блатные" назначенцы.

Идеи в голову и талант - не приходят "по блату".

У победителя конкурса "тематического ведущего" должно быть право отбора в бригаду исполнителей документации и исполнителей в цехах.

"Невостребуемые" - естественный отсев заурядностей или бездарностей. Или заснувших на лаврах. И старые лавры должны давать дивиденды, но не должны закрывать дорогу молодым. Повод задуматься, если у них высшие разряды, должности, награды…, а они – "невостребуемые". Это похоже на позолоченную шелуху, или "блатняк".

На "Восходе" большинству ведущих эти мысли не понравились бы. Потому что мне уже было видно, на ком - чешуя, а кто и под чешуёй - шелуха.

В "шелуху" могут выпасть и "заснувшие на лаврах" творцы. У многих сам вырастет стимул рваться из "гиблой" группы "невостребованных". А настоящий лидер засорять своё окружение шелухой не будет. Они будут приспосабливаться, давить, но время и желание общества к очищению решит их судьбу.

Наверное, если бы не среда, в которой уже была видна шелуха, и мне она уже мешала, меня не понесло бы в эти размышления. Я просто бы включился в работу. Но меня понесло.

Правильная саморегуляция должна вести к прогрессу.

Сама жизнь наводит на мысли о необходимости непрерывности образования специалистов, о поддержании их знаний и способностей "на высоте".

Можно дать и ещё восемь стимулов.

1). Возможность уже не студенту, а главному и ведущему специалисту проекта выразить предпочтения определённому заказу и заказчику.

2). Дайте и Заказчику тоже право выразить предпочтение передать исполнение работ определённому разработчику, специалисту.[33]

Место в "обоюдоостром" "рейтинге", как бы сейчас сказали. Немалый стимул! И он "встречный" и "без посредников". Его не определишь "блатом". Ведь Заказчик рискует и деньгами, и сроками, техническим и общим успехом. В таком рейтинге не будет "трёх первых" мест при полном замалчивании остальных. Здесь в ряду любой длины каждый получит свой рейтинговый номер, свой показатель цены и усилий.

Надо изучать и отсекать все возможности фальсификации истин.

А вот и ещё вариант.

3). Будущего или признанного "ведущего" (или "главного") специалиста "десантировать" на отсталое, среднее и передовое предприятие (подразделение). Можно учесть предпочтения предприятия и предпочтения специалиста.

Бывает, на некоторые проекты "руки чешутся". Как актёру грезятся роли. Но сидя на месте, - этих проектов не дождёшься. Экспертные предложения "спеца-десантника" для улучшения работы "сторонних" предприятий и их разработок не зависят от благодарности и мстительности экспертируемых людей и структур. Предложения должны быть доказательны. Новый взгляд на привычное состояние дел и устоявшихся отношений часто очень эффективен.[34]

Удачи эксперта должны идти в баллы его рейтинга.

Эксперт-гастролёр заинтересован в эффекте и эффективности экспертизы. Его труднее склонить к сокрытию недостатков, чем, например, куратора министерства. Если скрытый недостаток укажет другой эксперт – предыдущий эксперт (в том числе и куратор, и чиновник инспекций) должен терять и рейтинг, и имидж, и статус.

С "закрытыми" производствами - не сложнее. Есть международный опыт "проверки проверяющих" в полиции, армии. Статус независимого судьи, эксперта – это не только мера квалификации, но также мера доверия и чести.

4). Проекты и экспертные предложения не должны отвергаться, если сиюминутно они не вписываются в желаемые сроки или сметы. Этот золотой фонд идей должен быть открыт для внедрения, заимствования, лицензироваться на продажи.

5). Никогда нельзя пренебрегать международной защитой технических идей. Иначе придётся покупать чужие лицензии за неумение продавать свои. Или бесконечно отстать в блокаде чужих патентов.

6). "Штатное расписание" фирм из строго обязательного должно стать оперативно-рекомендательным при определении квалификаций работников. Нельзя, например, токарю запретить расти от 1 разряда до высшего. Почему же инженер в росте по квалификации ограничен отсутствием вакансии (нужной категории) в штатном расписании? Выгодно ли ждать смерти или увольнения коллеги для занятия "разрядного" места? Зачем стимулировать "борьбу локтями"? Вырос – экзаменуйся!

Если оркестру не вредит состав из одних талантов, то почему группа проектировщиков, КБ не может состоять из "нелимитированного" количества лиц высших категорий?

Почему не предусмотреть "конкурсные" места, места "генераторов идей".

Если ты не можешь оплачивать услуги специалиста, который сдал экзамены на более высокую квалификацию, ты обязан помочь ему найти место, а себе купить услуги специалиста "попроще".

7). "Генераторам идей" полезны творческие командировки. Без всякой претензии на конкурс за должность или на перехват проектов.

Обмен яблоками сохраняет их число. Обмен идеями – их умножает. На "гастрольный заезд" талантливого "генератора идей" может установиться очередь.

"Предоплата" гонорара неэффективна. Привлечёт и наплодит мошенников, симулянтов.

Нереализация советов или невыплаты доли прибыли в гонорар "генератору идей" должна быть в общедоступной "Чёрной" базе данных, что лишит мошенников желающих тратить на них свой талант. А судебные выплаты могут и разорить вороватых любителей интеллектуальной "халявы".

8). В рейтинге среди равных по статусу (по должности или квалификации) тоже должен быть стимул. Его может составить не только почётные звания, но и более высокая оплата труда.

Заказчик сначала должен отмечать свои предпочтения в рейтинге. Потом может отдать заказ и тому, чьи услуги "дешевле", "по карману". Если рейтинг правильный, заказ и высокая оплата признанного лучшим неизбежно будет получена от другого заказчика.

В КБ не было ещё более сумасшедших новичков.

Чрез некоторое время меня изберут руководителем Совета молодых специалистов. Но все идеи отложат в "долгий ящик" и засушат насмерть. А пока Бурсуку хотелось от меня избавиться больше, чем мной пользоваться.

6. Лицом к Гению!

Открою секрет: я студентом "копал" в библиотеках многое сверх учебной программы ВУЗа. Так у Д.И. Менделеева (а МАТИ – это не химия, а авиация!) мне нравилась идея, кажется, впервые сформулированная именно в России, - о непрерывности образования. Она нашла отражение в программах подготовки инженеров и техников промышленности ещё прошлого века и под названием "Русский метод технического образования" отмечена медалями (!) на Всемирной выставке в Париже в 1867 и в 1878 г.г., в 1873 г. – в Вене, в 1876 г. – в Филадельфии.

Более 130 лет назад!

В 1909 г. на Всероссийской выставке в Казани Московское промышленное училище (а в 90-х РХТУ им. Менделеева) тоже удостоено Большой золотой медали "За образцовую постановку учебного дела".

Как полувековой прогрессивный опыт оказался забытым потом на 80 лет при "народной" власти!?

Почему возникла слепота историков народного образования в стране, строящей справедливое общество, демонстрирующей небывалые успехи народа?

Ещё в прошлом столетии Д.И. Менделеев писал:

"Учебные заведения для первоначального высшего и среднего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности (образования). Под этим словом я подразумеваю возможность для талантливых учеников низших училищ беспрепятственного перехода в высшие заведения. Пока устройство всей системы училищ не подчинено этому условию, - нет никакого ручательства ни в полной удовлетворённости состава высших училищ, ни в усилении учёных сил страны, потому что таланту закрывается или затрудняется дорога. Без условия непрерывности, при многих обстоятельствах, искусственно оборванное образование представляет даже опасность, а именно – для наиболее талантливых лиц, судьба которых должна быть дорога всему обществу".

Надо сказать, что искусственно оборванное образование, создание препятствий талантам – это не только опасность таланту, это опасно стране, теряющей таланты и результаты их творчества. Разбросаешься!

До повторения этих мыслей в повестях "Уникум", они вошли в Таблицы законодательных инициатив Маленкова[35], направлялись в МинВУЗ, в СовМин и ВС[36] СССР… И не внедрены.

Это (как вариант подлежащего наказанию) они должны войти в статьи закона о причинении ущерба.

Как скверно учились нынешние профессора и министры Высшего Образования, если не просто описанные, но и всемирно признанные идеи и достижения России прошлого столетия отброшены и забыты. Несмотря на напоминания.

Письма мои, пока не академика и не министра, отбрасываются, несколько десятилетий летят в корзину, списываются в архив, уничтожаются вместе с "ненужной" текучкой.

В 1985-м я обращался уже к Ягодину Г.А., бывшему ректору МХТИ, назначенному министром высшего и среднего образования СССР. Уж он-то Менделеева поддержит! Но нынешний академик РАН, видимо, предпочитал родные ему химические проблемы ядерной энергетики.

А может, как принято, не читал всех писем сам. Вместо министра очередной "порученец" благодарил меня дежурной отпиской за высказанные идеи…

Идеи остались не внедрёнными и даже не вписанными в государственный Перечень Идей, который тоже внедрять не желают…[37]

Если обменяемся яблоками, опять будем иметь по одному. Если поменяемся идеями, будем иметь по две.

Среди чиновников России этот закон природы для Хомо Сапиенс – не действует. Тут ближе другие законы:

В одно ухо влетает, в другое… вылетает. Меж пальцев течёт…

Кто аттестовывает и допускает таких чиновников к работе?

Видно, они в школе не любили задачки про бассейны, где две трубы наливают, а из одной выливается. У них наполняемость – нулевая. Всё – сквозь пальцы течёт.

Люди, зачем вам – такие? Смените! Накажите! Внесите обязательное возмещение вреда - в исполняемые нормы!

Ну, кому тут в КБ нужны были мои такие мысли?

7. Планка себе и другим

Чтобы роить в голове эти идеи, новичку без опыта практики надо самому ощущать потенциал на преодоление планки, которую ставишь другим. Этот запас энергии и уверенности меня будоражил и толкал на рискованные отношения с "нормальными" членами общества.

Пройдёт немного лет, мои предположения подтвердятся, станут мне опорой в действиях.

Но общество будет привычно сопротивляться, доказывая не полный переход от человекообразного состояния к Сапиенс (разумному).

Ещё пока не объявлен "рынок", не объявлена "перестройка". Ещё не говорили о кооперативных предприятиях. За столь безумные идеи "снизу" могли здорово проучить "сверху".

"Партия – наш рулевой"[38]. Она за тебя подумает. Но думает и рулит - криво! "Инициатива наказуема"[39] - действовало безотказно. И выдавалось за "народную мудрость".

Полную уверенность в преодолении самим же поставленной планки мог дать только личный опыт. Его надо было форсировать.

Увы, будущий "генератор" может быть "пятым колесом" в телеге группы заурядных исполнителей, если его к тому же туда суют по приказу. Его там "съедят" и "похоронят".

В студенческой среде тех лет мои мысли были "не популярны". Эти вопросы не решались студентами. Нужен уровень "выше".

С другой стороны, они были справедливы, но мешали системе "блата", трудоустройству и продвижению "по блату", системе блатных премий и наград. Одни студенты об этом ещё мало знали, другие в эту систему стремились сами. Как тут обсуждать эти идеи?

Эти идеи требовали и руководства на более честных принципах, требовали труда и творчества от начинающих, требовали и "не почивать на лаврах". Но…

"Свой сук рубить" руководство не умеет. "Вякать" в системе, на вхождение в которую тратят много сил, - не принято. А несколько толчков "снизу" пока никого не растревожили.

Рыба – не единственное существо, которое продвигается потому, что виляет хвостом…[40]

Но… ВУЗ и МинВУЗ уже далеко, а в КБ ты пока тоже Никто, чтобы к тебе прислушались… Мои студенческие предположения новичка наглядно подтверждались в реалиях повседневности 1976-го года.

В коллективе КБ из 1500 человек нескоро найдёшь себе подобных, но "методом тыка" получишь много шишек.

В КБ редко кто приходит "с улицы". Есть кланы взаимно обязанных людей. Есть отбор.

"Не ко двору", "не в своей тарелке" мы оказываемся обычно не сами, а борьбой этих групп, неумными ограничениями "старших", привычками, правилами, формирующими уродливое общество. И это общество, "большинство", заклюёт "гадкого утёнка", непохожего на них. Не дадут развернуться и взлететь Лебедем.

Мы живём в несовершенном и мутном мире людей. В нём никто не может открыть свою раковину и показать свой перл. Сразу тебя облепят и "прикорявят под себя".

Хорошо бы найти хоть островок не людей, а "человеков", индивидов, уважающих общеполезные мысли…

8. О привычках и логичности поступков

Особую статью ответов в отделе и КБ на "почемучки" мне составляли фразы "это тебе никто не подпишет", "так не годится". Почему?

Почему?

Да потому, что так принято, так привыкли, а так не делали, и никому не хочется рисковать быть первым.

Надо ли говорить, что подобные "логичные" ответы меня - начинающего конструктора не устраивали, не успокаивали, не убеждали.

В душе росла волна неудовлетворения. Это скучно и неинтересно. Это бесперспективно. Годами так работать я не смогу, возненавижу эту работу, как обузу. Моя неспособность жить "как все" искала выхода.

Всё чаще на вопросы новичка Барсуков стал "отвечать" молчанием. Долго смотрел в упор, как умная собака, не способная сказать, потом отворачивался или уходил.

Потом Анатолий Иванович стал нервничать. Бывший слесарь-сборщик не имел хорошей теоретической подготовки, поэтому не лез в эти дебри. Он не мог ответить на мои вопросы, да и необычны они были. Никто такое не спрашивал, "в голову не приходило".

Каждый чих рассчитывать или испытывать было не принято, ненужные и бесконечные изыскания и испытания никто не разрешит и не профинансирует.

На каждом изделии, на каждой теме тоже не было сквозного Перечня Проблем, Перечня внедрённых и Перечня отложенных (зарезервированных) идей. Задания на разработки всегда конкретны, но не основывались на исходной точке Проблем и конечного места.

Конструктору (а то и директору) эти точки знать не полагалось, как и цену выхода из Проблем. А насколько плодотворен творец, ограниченный в точности цели и информации о предмете?

Перечни производственных и эксплуатационных замечаний вёл "серийный отдел". Но все замечания "вылезали" из ЧП.

Конструкторский дефект никто ведь сам не объявит, пока его не "прорвёт".

Боязнь непременного депремирования (тоже вид репрессии) удерживает от своевременной корректуры, лишает КБ пользы. Наступает режим ЧП, "тихо запланированный" аврал. Профилактика предсказания и спасения от авралов не поощрялась. Узнают о дефекте – наоборот, накажут.

Вот ведущий и его бригада и "дожидаются", пока чирей сам лопнет. Тогда в ход пойдут "домашние заготовки". Если на их подготовку было время и желание.[41]

А если "нарыв" не предсказан, к нему не подготовились… Тогда аврал будет настоящим. Но виновники всегда при этом будут выглядеть спасателями!

Чудовищно!

Но мои вопросы и предложения - отвергались. Ломать накатанную дорогу? Инициатива наказуема!

План ВОИР[42] тоже иногда объявляет потребность технического решения. Приглашаются к решению все. Один из редких случаев проявления разумности. Но на ознакомление с проблемой, теорией, документацией, противоречиями предложений – времени не дают. Умный человек это должен сделать почему-то "за свой счёт", уплотняя своё время, рискуя не выполнить "плановое" задание.

Но умные так работать не будут. А начальники, тоже считающие себя "по должности" умными, это понять не хотят. "Очки" в аттестацию это тоже не даёт, а 10-40 руб. "вознаграждения" за "рацпредложение" может не оправдать интеллектуальных напряжений и затрат личного времени.

И висят себе на гвозде планы ВОИР[43]

Виноваты отсутствующие или "неработающие" механизмы внедрений. Но их создание или лечение тоже не вписано в Планы работ и в Перечни Проблем…

Предложения "впрок", "внеплановые", - вообще не имеют "статьи приходования". "Нет темы". "Нет статьи финансирования". Не странно ли?

"От добра добра не ищут"?

Или вообще не ищут добра?

Но слишком много делают в стране "не по-хозяйски". Не слишком ли много?

И не наказуемо. Хотя есть странная когорта – ПартХозАктив… Номенклатура…

В него со справкой "талант" не войдёшь…

Его представители мои предложения слушали, пожимая плечами. А им это зачем? За это не платят! Да и… "инициатива наказуема".

Старт пошёл, как полёт в вакууме. Здесь крылья не находят опоры и бессильны. А реактивная тяга ума и души – не беспредельна.

9. Плановый нарыв

Бригада жила "текучкой". Нужна была продукция с минимальными затратами времени и усилий.

- Тогда она может быть не лучшей!

- Но так работают все КБ.

- Значит, все они работают не лучшим образом!

- Вот станешь главным конструктором, тогда и работай иначе.

- Придётся стать[44].

- Но пока я ведущий, и есть план, а ты должен сделать, что велят, или уйти! Надоело! Почему, почему… Не детский сад, - диплом с отличием! Работать надо!

Новичок стал мешать, как кнопка в сиденье стула.

Вспомнилось, – а ведь в МАТИ предупреждали: на производстве вам скажут: "забудьте, чему вас учили", "забудь дедукцию, давай продукцию".

Десятилетиями это известно и всех эта фраза почему-то смешит, но идиотизм этих противоречий не устраняется!

В ВУЗе это тоже казалось смешным, анекдотичным. Теперь это было по-настоящему тягостным испытанием.

Если Вас рассмешил чем-то подобным очередной юморист, - задумайтесь. Впишите в Перечень Проблем. Устраните проблему. Предотвратите её повторение и причинение ущерба. А то, не ровён час, сами в эту яму упадёте…

Бригадир Барсуков не был похож на брата Славу, готового от киля до мачты всё рассказать тебе о любимом корабле, о службе на нём, о конструкции и навигации.

Рядом стоял целый шкаф образцов приборов разных лет. Но сами они редко "говорят за себя".

Сжал рукой одну дюралевую "рогатульку" от американского прибора – она жёсткая, как камень. Сжал аналогичную "нашу" – она "дышит", а в приборе это отразится погрешностями измерений.

Что мешает улучшить, применить, например, другой сплав, отлить в других условиях, например, в литейках ВИЛСа[45]? Ведь "серия" самолётов всего 10-15 штук в год!

Она - не больше "серия", чем ты – "старший" инженер. Номинально. Условно.

А в ответ:

- Тебе что, больше всех надо?

- А вы делали спектроанализ сплава деталей приборов-аналогов?

- Нет.

- А опытные отливки из других сплавов в ВИЛСе заказывали?

- Нет. В плане не было. Да ты кто, чтоб меня так озадачивать?

Чудовищно!

Здесь не разделяли принцип "если не я, то кто же?"!

Здесь твердили "не лезь в герои, пока не позовут", "инициатива наказуема"…

Никто здесь не спешил передавать мне опыт.

И не кидался на решение проблем.

Нет, они не "в запарке". В "курилке" всегда полно праздно и долго болтающих. И даже иногда "клуб курилки" брались разгонять. Но проблемы не решались по существу. А значит, болезнь затягивалась…

Действовало злорадное правило "побейся с моё – узнаешь", "я знаю, потому и чином старше". А ведь знали-то мало. А многого просто не могли.

А на заводах – и могли, и знали - и того меньше. Да ещё и… "инициатива наказуема". Замудрились мудрецы.

"Будь проще, и народ к тебе потянется", - советовали ему. И не только в бригаде.

Чёрт возьми, но есть "простота – хуже воровства"![46] Зачем мне такая компания?

А "им" иногда казалось, что новичок "придуривается", играет с ними, что так всерьёз "нормальный" человек думать и вести себя не должен.

И злились.

Я уже давно и твёрдо знал: это они – "нормальные", потому что их – большинство. За норму принималось не лучшее, а большее… "Лучше б меньше, да лучше", - они не помнили…

Он - "белая ворона", и в своём неуёмном новаторстве "не должен зарываться", надо избегать агрессии большинства.

Это опасно.

Мои идеи вызывали любопытство, но не поддержку. Я выглядел "как все". Руки, ноги.

Но "нормальные" не выдерживали высказывания даже части моих идей и принципов.

Идеи многим нравились, но никто не хотел "напрягаться" для их внедрения. Решать и внедрять все привычно поручали другим. Захребетничество. Или – за большую плату. С кого?

А как и кому "выложить" идеи все?

Кажется, это даже тоже опасно. "Не грузи", а то возненавидят, затуркают. Кроме ВОИР, обязанных к собиранию и внедрению идей, в стране структур таких не было. Профессии и должности "генератор идей" - тоже не было.

Не генерировать идеи я не мог.

А "притираться", выглядеть "как все" – противно.

Одиночество в сокровенных движениях ума и души уже вызывало тоску.

А годков-то пока всего 26. Как жить дальше?

Незаметно назрел неизбежный конфликт.

Надо мной стали подтрунивать, меня стали провоцировать на очередные вопросы. Насмехаться над моими попытками получить ответы.

Впрягаться в план, в принудиловку всеобщих привычек? Если интересной работа не будет – она мне не нужна. Если на вопросы некому отвечать – неперспективно и скучно.

Если не добьёшься достижений для души и ума – бесполезно живёшь. "За корку хлеба в зарплату".

Да даже за булку с маслом – бессмысленно!

Давно уже он записал и принял своим принцип "надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть"![47]

Но ради чего жить? Здесь цели – мелкие, а порой и ложные. А найдёшь ли в этом КБ и даже в этом городе - иное?

Ты – в столице. А если бы ты жил в провинции? Работал бы на каком-нибудь "зачумлённом" заводике?

Чур меня…

Нет. Надо барахтаться и думать. Надо найти выход.

Частые увольнения без достижений на каждом месте – не сделают "карьеру". Это цепочка бегств. И клеймо "летуна". Бессмыслица.

Если я буду конфликтен – я не нужен бригаде, не нужен нигде. Будут "вышибать", если не будешь сам уходить.

Тогда в "трудовой книжке" будут увольнения "по статье", и они закроют дорогу к любым достижениям.

Надо искать пути к достижениям, "лепить" достижения, "лепить" окружение себе, среду.

А бригада "нормальных" тоже "лепила" новичка, воспитывала.

"Инициатива наказуема". Этот тезис напоминали в бригаде неоднократно и с разными оттенками.

Инициатива наказуема. Не высовывайся, тогда не будешь нагружен решением проблем, которые сам же обозначил.

Не будешь наказан, когда не решишь свою же задачку.

Не будешь наказан начальником за доставленную ему "головную боль".

Не будешь оскорблён сослуживцами, которым впихнут твою "невыгодную" тему.

Маленький и простенький план всегда выполнишь и перевыполнишь. Будешь Передовиком и Ударником[48], обгоняя других, наказанных за инициативность. Получишь премии и медали, обгоняя лучших, загоняя их в "неудачники".

Подлый, трусливый принцип. Гнилые и стойкие правила. Здесь пытаться стать лучшим – не выгодно и проигрышно.

Но тот принцип был не один такой. У кривого общества – целые кодексы кривых законов.

"Не лезь в герои, пока тебя не позовут". Это он тоже услышал здесь. Если "позовут", то есть назначат гарантированную награду[49], тогда – другое дело…

Но ведь Болото хоть озолоти, хоть орденами закидай, оно примет всё, но родит только тину.

Здесь, в этой бригаде были правила "болота". Жизнь устойчивая, но и гарантированно вознаграждаемая. Это - их "искусство жить".

"Барсук" имел медаль, но называл её "железкой". Он хотел большего. Но не по конкурсу, тем более – с этим "почемучкой". Знал, что если не победит "административным решением", то проиграет.

А что же сделал он для получения медали? Обогнал Запад? Да нет, копировал их идеи, притирал их к "нашим" отсталым возможностям. За это могли дать медаль!

Да, но и не всем… Сподобиться надо.

Жуткий бред! А сколько таких наград, рождённых ими льгот, регулярных и взаимообусловленных почестей!

Начальство, получая ордена и медали, отмечало и отличившихся "внизу". Так отчасти создавалась не роптавшая Опора.

Не порть отношений с начальством… А то даже наличие заслуг сделает тебя незаметным…

Получившие награды заслуженно, пусть не обижаются, это не про них.

Забегая вперёд, замечу: зная это, я пренебрегал этими дрянными законами коллектива и прожил славно, но "незамеченным". Это было предсказуемо. У меня после школьной медали ВДНХ нет ни одной награды…

- Будешь широко шагать – штаны порвёшь.

- Но на этом не будешь "впереди планеты всей".

- А тебе надо больше всех?

И так было видно: мне до всего – больше всех надо. Но здесь насмехались над технологиями "мозгового штурма", над мечтами о бригаде "генераторов идей".

- Будь проще, и народ к тебе потянется…

О, ребята, эту формулу придумали не вы. Её знали давно. А относились к ней по-разному. Гёте, например, так отозвался:

- Люди ничем не замечательные, конечно правы, проповедуя скромность. Им так легче осуществлять эту добродетель…

С одной из полок библиотеки эта мысль перекочевала на обложку конспектов моих студенческих лекций. Лекции тоже потом легли на полку. А мысль – осталась…

Да, мне, как и Гёте, невозможно без усмешки смотреть на эту братию.

Только не похоже, друзья, что вы сами из этого монастыря. Большинство из вас - актёры, пользователи. Не имея достаточно добродетелей, вы не хотите жить скромными, вы этого требуете только от других, чтобы вам жить не мешали…

Так что же вы меня старательно в эту "добродетель" заворачиваете?

10. ПРОРЫВ

Пока не образовался неизлечимый нарыв проблем, надо было лечить ситуацию или "уносить ноги", нужен был совет мудрейшего.

Я пошёл на совет к начальнику отдела, к Виктору Яковлевичу Скотникову. Казалось, он должен был быть тем самым ближайшим из мудрейших. По должности хотя бы.

- Скучно? Некому отвечать на вопросы? Не с кем макетировать и рисковать? Есть у нас такой любитель. Я могу быстро решить Ваши проблемы, перевести к нему в бригаду. Но Вы пожалеете, будете проситься – назад пути не будет!

Угроза. И вполне серьёзная.

Первый коллектив, первая работа. Первый конфликт.

Пока – согласие помочь. И предостережение. Уф!

Следующий конфликт будет, как граната себе под ноги.

Но ты не ослышался – будет кому задавать вопросы, будет с кем макетировать и рисковать! Он такой же.

То, что надо!

Согласен!

Так я попал в бригаду к Марку Айзиковичу Якубовичу. В дугой угол этого большого конструкторского зала. Как в другой мир.

Этот шаг на целых 13 лет круто изменит мою судьбу.

Это была ссылка к самому ненавистному для Скотникова человеку в его отделе.

Поскольку я этого пока не знал, такой выбор я и Скотников воспринимали по-разному.

Я с приятными ожиданиями лучшего.

Скотников - с наказанием за выбор, с разделением всей его нелюбви к Якубовичу.

Бригада Барсукова расставалась с новичком без сожалений. Уходил источник чего-то нестабильного, подвижного, как бархан на ветру. Выбрасывалась "кнопка из стула". Барсуков, Воронков, Чугунков, Лыткин, Великанова, Скороспелова, Щербакова. Они другие, хотя тоже разные. Я им не нужен.

Если бы я не избегал сплетен в курилке, я бы и сам услышал много интересного о Марке, сам бы потянулся в его бригаду. Сейчас же меня переводили туда в наказание, но я пока оценил это, как помощь…

В отделе возникла необычная интрига, к новичку на какое-то время возникло почти всеобщее любопытство.

11. ПОБЕГ - ЕЩЁ НЕ СВОБОДА

Первые дни в бригаде Якубовича пошли по неприятному стандарту.

Марк Якубович высок, спортивно подтянут, коротко стрижен, на 16 лет старше. Огромные зрачки в линзах очков всё видят насквозь.

Только видя человека ежедневно, хоть и ежедневно в одном отделе, хоть и слыша много разных отзывов, - человека не поймёшь. Испытывал на контакт новичка каждый член бригады. Но определяющим фактором была реакция самого Марка.

Опять новичку даны чертежи простейших деталей (неприятное нарушение всех ожиданий от перехода), потом посложней… Ко мне присматривались. Я проигрывал в спортивной форме, но с чертежами справлялся.

Лёгкая работа каждый день - это же праздник для нормальных.

Но блокировка всех моих интересов у Барсукова создала напряжение. Нужно было его снять.

Марк отвечал на все расспросы. И у него тоже был шкаф с образцами приборов бригады. Но далеко не все. И не было зарубежных аналогов. Всё своё.

Только вот я быстро "взбрыкнул", стал просить работу поинтересней и самостоятельные "узлы".

Не рано ли?

Но слова "поработай с моё" – не сказаны.

Уже хорошо.

И Марк даже даёт "на пробу" небольшой "сборочный узел" – электромагнитную муфту.

Простейший шаг в жизни любого конструктора. Есть полдюжины её действующих вариантов. Надо придумать по аналогии ещё два, модификацию муфты переключения скоростей к редуктору очередного прибора.

Довольный заданием, я наколол на чертёжную доску чистый лист ватмана, рядом – чертёж прототипа, предыдущего варианта муфты.

И тут началось…

Я азартно увлёкся не заданными вариантами, а возможностью изменить муфту.

Подробности этого описаны в повести "Капризный новичок".

Марк отправил меня придумывать мою модификацию на свободный стол на территории бригады Барсукова.

Тот смолчал, а весь отдел воспринял это как второе изгнание. Окончательное.

Никто не верил в возможность улучшения муфты, которую сам автор считал неулучшаемой, совершенной.

Меня не трогали несколько месяцев, платя авансы и зарплаты, конечно, с ведома Скотникова, для которого моя трагедия была растянувшимся удовольствием мести.

Я должен был сломаться и навсегда потерять тягу к инициативам, к неисполнению поручений.

Если бы он поторопился и оборвал своё наслаждение, просто вынудив меня с позором уволиться "по собственному желанию", это была бы очень большая душевная рана.

Но я думал не о провале, а о победе, и я придумал модификацию, которая стала меньше, легче и сильнее муфты Марка.

Мне это дало стержень, а Скотникову - усиление жажды мести.

И каждая моя последующая победа не смягчала его, он неумолимее не месяц, а год за годом с 76 по 87 ужесточал отношения, увеличивал мои нагрузки, ухудшал мне условия работ, желая меня сломать.

На моё счастье к 1989 году счастливо сложилось сначала перевод Скотникова в ТКО-2 в конце апреля 87 г., потом испытание Бурана с его счастливой посадкой 15 ноября 88 г., и предложение мне места Главного конструктора МЗТМ. Все угрозы меня посадить за мои успехи, которые успели накрутить Скотников с Меньшовым при поддержке Белотелова и Кравцова, вынуждали меня от них спасаться.

И 1 ноября 89 г. я формально ушёл победителем в чужое министерство, затрудняя им продолжение преследования. Но ведь это зачеркнуло мои работы и успехи в авиации, к которым я шёл с детства.

Но до этого были жуткие 13 лет испытаний с 76 по 89 годы.

"Испытатели" получили награды и преступно стёрли моё имя в истории КБ. А должны бы за учинённые мне пытки - разделить счастье тюрьмы, которое готовили мне.

 

вернуться в Интриги (список).

История унифицированных редукторов и приборов: 1. Бунт исполнителя \ 2. Диверсант \ 3. Олимпийская диверсия \ 4. Запрещённые улучшения редукторов \ 5. Непредусмотренные расчёты \ 6. Буря перед Бураном \ 7. Потеря Марка \ 8. Борьба за литьё \ 9. Борьба за профнавыки \ 10. Получение цеха \ 11. Второй суперредуктор \ 12. Единое "лицо" \\ Попытка создания микроэлектроники и др. элементов приборов: 1. Плату - в микросхему \ 2. сменные панели \\

Первомайский оперотряд \ из истории \ стимулы \ всеобуч \ удостоверение Оперотряда \

первая публикация

публикации после реанимаций 2001, 2003, 2005, 2007, 2017

Страницы этого сайта уничтожались хакерами в 2001, 2003, 2005 годах на разных серверах. Бог подал автору врем и здоровья, чтобы я восстановил историю и правду. Не дословно. И погублены многие иллюстрации и копии документов.

Невозможно жить в квартире, превращённой в архив. За это время герои описаний уничтожили многие документы под видом чистки архивов предприятий по срокам хранения. В стране не оказалось надёжных гос. архивов, большинство сфальсифицировано многократно при сменах власти.

Но многие описанные мной дела вредивших мне - от этого стали только чернее. Рассчитывать на их покаяния уже не приходится.

ã Маленков Семён Кузьмич Ò, 1977, 1981, 1997, 2002, 2007, 2012, 2017

Переход к меню сборника №1 "УНИКУМ"

"Уникум, мечтавший о безработице"

"И один в поле воин" \ Новомосковск

"Капризный новичок"

Книга 1. Дума о Думе

Книга 3. 1-й Поэтический сборник \ Что такое плохо?

Книга 4. Выборы и избранники \ Что такое хорошо?

Книга 7. О демосе демократической страны

К сборнику №3 "Северный флот" \ афоризмы

К сборнику №4 "Вечные студенты"

К сборнику №5 "Электронная Россия"

Статьи Маленкова С.К. \ архив публикаций

история сайта \ новояз \ Фоторисунки

журналистика Маленкова С.К.

Рекорды Маленкова С.К. \ фотогалереи

правовые концепции Маленкова С.К.

К сборнику №2 Маленкова С.К. "Государство и Мы"

Сборник №6 "Трагедия Международного БизнесЦентра"

Сборник №7 Военно-научное общество при КЦ ВС РФ

Тематическая таблица предложений Маленкова С.К.

Использованные нормативные акты \ Чёрный список

Первый поэтический сборник Маленкова

Страничка Маленкова на stihi.ru (стихи)

К оглавлению сайта журнала "Гражданская инициатива"

К международным событиям \ www.vno.narod.ru

К общероссийским событиям

МЭРзости жизни \ Статьи от ДомЖура

Страничка Маленкова на proza.ru

К страничке - журналистика Маленкова С.К.

Фоторисунки \\ фотогалереи \ Творчество Маленкова С.К.

о событиях в Москве \ Безумные идеи ХХ века

Сборник №9 НеПУТёвые гонки ("президентские")

ã Фонд гражданских инициатив  Ò, МО МОИП, 1993-2018

ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов

Гражданская инициатива – журнал об отношениях в обществе. Индивид и государство, права и гарантии, преступления и наказуемость, армия и мир, воин и закон, сила и право, самоуправление и самообразование, заказчик и служащий, декларации и правила без дыр, бедность всё создающих и богатства их использующих, собственность и бизнес, справедливость большинства и достоинство гениев Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка

и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками) \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!

ЩЕЛКНИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать, как получить 1 000 000 000 (миллиард!) посетителей на Ваш сайт. Бесплатно!

"Гражданская Инициатива" на других порталах:  www.bigherald.narod.ru/ \ www.fogrin.narod.ru \ fogrin.narod.ru/medtrans/index.html \ www.nik-kozlov.narod.ru \ www.pu22.narod.ru\ www.santaelena.strana.de \ www.president4rf.narod.ru/ \ www.prezident16.narod.ru/ \ www.superuniqum.narod.ru/ \ www.teach2teach.narod.ru/ \ www.uniqum.strana.de \ www.vno.narod.ru \\ www.golova1-2006.narod.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod.ru \ www.glovanova.moikrug.ru \ www.alyscheva-l.narod.ru \ www.andrumos.narod.ru \ www.a-rytoff.narod.ru \ www.bychkovavg.narod.ru \ www.dkhroshin.narod.ru \ www.evdokimovagn.narod.ru \ www.leaders-club.narod.ru \ www.medtransp.narod.ru/index.html \ www.orlik08.narod.ru \ www.radiozov.narod.ru \ www.tat-indrickova.narod.ru \ www.uniqum-star.ucoz.ru \ www.vtchistov.narod.ru \\ www.alyscheva-l.narod2.ru \ www.andrumos.narod2.ru \ www.bychkovavg.narod2.ru \ www.dkhroshin.narod2.ru \ www.evdokimovagn.narod2.ru \ www.fogrin.narod2.ru \ www.golova1-2006.narod2.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod2.ru \ www.leaders-club.narod2.ru \ www.nik-kozlov.narod2.ru \ www.orlik08.narod2.ru \ www.president4rf.narod2.ru \ www.prezident16.narod2.ru \ www.pu22.narod2.ru \ www.radiozov.narod2.ru \ www.superuniqum.narod2.ru \ www.teach2teach.narod2.ru \ www.tat-indrickova.narod2.ru \ www.vno.narod2.ru \ www.vtchistov.narod2.ru \ blog.trud.ru/users/1673356 \ дневник Уникума в Труде \ liveinternet.ru/users/939650 \ malenkov в moikrug \ prostak1.livejournal.com \ Стихи Маленкова на stihi.ru \ www.stihi.ru/avtor/dekor \ www.stihi.ru/avtor/artistvmu \ proza.ru/avtor/uniqum \ proza.ru/avtor/golovanova1 \\ Маленков С.К. на litprichal.ru \ Маленков С.К. vkrugudruzei.ru \ Маленков С.К. "в контакте" \ Маленков в самиздате samlib \ www.facebook.com/fogrin \ Министерство международных дел Маленкова на facebook \ Маленков на twitter \ Уникум на nethouse \ книги Маленкова на calameo \ Маленков С.К. на "территории РФ" \ родословная Маленковых \ фотогалерейки Маленкова С.К. \ Уникум в odnoklassniki.ru \ блог и фотоальбомы Маленкова С.К. в www.rasfokus.ru \ Маленков С.К. в Русском собрании литераторов \ С.К. Маленков в соцСети spooo.ru \ Маленков С.К. на mirtesen.ru \ uniqum1.jimdo.com - сайт Маленкова СК. \ Маленков С.К. на akuly-pera.ru \ colnect.com/ru/collectors/collector/uniqum \ photo.qip.ru/users/uniqum2 \ Маленков в sambook.by - самиздат в Белоруссии \

Ждём отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей стран и парламентов, влиятельных людей и простых граждан.

Ссылка на сайт, автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или перепечатке – обязательна. Коммерческое переиздание без согласования с автором и редакцией – запрещается.

Ждём отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей стран и парламентов,

влиятельных людей и простых граждан.

Наш адрес: 123458, Москва, ул. Твардовского 13-2-169, тел. (495) 758-2050 \ 8-926-294-00-31 \ Skype: uniqum53 , uniqum-star

E-mail: fogrin@rambler.ru

Предупреждение: Почтовые адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.

Использование адресов электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного

мусора будет наказываться.

Каталог популярных сайтовЯндекс цитирования

Обновление: 01-01-2018fog

 

Hosted by uCoz



[1] В качестве юмора это было опубликовано в одной из газет. Но как

любили отжатых и раздавленных людей, тоже известно. На них

нельзя строить ни фундамент, ни пьедестал.

[2] Была практика изготовления макетных образцов, по "макетным"

чертежам делались и многие экспериментальные образцы. Была и

практика внесения изменений в цеховые чертежи за подписью

конструктора (без нормоконтроля изменений). Переделка живых

деталей (а то и сборок) вело к потерям времени, труда и денег,

иногда – к повторам испытаний.

[3] Но кому это выгодно?

[4] Известно, что доказывать полученные убытки по вине начальства –

рискованное занятие! И молчаливое создание прекрасных

конструкций может быть названо не твоим достижением, а просто

обязанностью…

[5] "забудь дедукцию, гони продукцию" - первая "производственная

инструкция" выпускникам ВУЗов.

[6] = узаконенным бездельником

[7] Эта фраза в СССР быстро стала крылатой, но повторяли её, видимо,

чаще, чем исполняли.

[8] Публиковал в разделе "Вечные студенты" сайта www.uniqum.ru ,

с его разгромом переносил на 20 сайтов, и их убили, теперь стоит

на www.fogrin.narod.ru

[9] Для одних работ полученные в ВУЗе знания могут быть даже избы-

точными, но для других - могут оказаться и недостаточными. Соот-

ветственно, отличник может выглядеть троечником (и наоборот).

[10] то есть, относительной самооценкой ВУЗа своей работы над

созданием специалиста.

[11] Из перестраховки специалиста обычно принимали на более низкую

должность и зарплату, чем следовало из оценочных документов и

характеристик.

[12] Даже на защите дипломных проектов от очень немногих органи-

заций присутствовали представители для отбора выпускников.

А уж заказа их числа и уровня специализаций от предприятий

ВУЗы СССР не принимали. План набора в ВУЗ зависел от возмож-

ностей аудиторий и штата преподавателей, сумма выпуска студен-

тов должна была быть не менее числа убывающих на пенсию

специалистов.

[13] Заказы получал только сам инженер, т.е. его титул соответствовал

нынешнему понятию "ведущий конструктор". Для получения заказа

(и денег) коммерсанта надо было неоднократно отличиться. Кто

одарит Вас доверием, а себя риском?

[14] Это масса ледяной крошки весной на реке.

[15] Демонстрация навыков - стандартная строка из заданий на

дипломное проектирование.

[16] Тяжкое преступление по Уголовному Кодексу СССР, РСФСР и РФ

[17] К проектированию электрошкафов (для монтажа электроэлемен-

тов с ограничением доступа) допускается конструктор той же

категории, что и конструктор корпуса ракеты или самолёта

(законченное корпусное изделие). Но сложность и ответствен-

ность проектов при этом не равнозначна. Т.е. требуются сложные

и подробные отраслевые Стандарты аттестации инженеров.

[18] Но должен быть целый раздел законодательства, охраняющий

Право и свободу творчества от возможных злоупотреблений и

искусственного сдерживания творца. Тогда опускаться будут

только лодыри и бездари. И трусы.

[19] У военных, например, возможности определяет не столько звание,

сколько должность, и вооружение, и люди. Кузьма Маленков,

отец Семёна, в войну командовал ракетной установкой "Катюша" в звании сержанта. А заменяла она артиллерийскую батарею в 16

пушек и несколько десятков бойцов, которой командовали

офицеры. И те 16 стволов и десятки людей не могли свершить

того, что творила одна "Катюша" с сержантом и горсткой солдат.

У инженеров звания только почётные, должность определяет

оклад, инструменты похожа и немногообразны…

[20] Надо научиться аттестовывать любую часть полученного обра-

зования, а не только кучами в 5 лет и 50 предметов ВУЗа. Если мы

освоим суммирование образования и навыков более малыми доза-

ми, мы резко повысим регистрируемую грамотность населения и

спецов, возможности её повышения.

[21] Т.е. взятых на использование, внедрение.

[22] Описано в повести "Уникум, мечтавший о Безработице".

[23] Например, в дипломном проекте Маленкова С.К., описанном в

повести "Уникум, мечтавший о Безработице", было предложено

повышение достигаемой точности обработки деталей в 10 раз (!)

за счёт лазерной автоподстройки обрабатывающего инструмента

на ходу, во время обработки. Знание этой технологии получено в

лазерной лаборатории СНТО в МАТИ, но ни ВУЗ, ни авиапром не

использовали этот элемент проекта, оцененного "с отличием". От

этого проиграл и автор, и вся страна.

[24] Взяв идею у автора даром, ты совершаешь преступление против

автора и интересов его семьи. Не внедрив полезную идею, - ты

совершаешь преступление против общества, государства, а то и

против человечества в целом.

[25] В Советском Энциклопедическом словаре ОБЫВАТЕЛЬ: 1) в Росс.

империи офиц. назв. сословия горожан (почётные граждане, гильдей-

ское купечество, мещане или посадские, ремесленники или цеховые).

К обывателям фактически относились представители различных

классов: буржуазии, мелкой буржуазии, пролетариата.

2) Все постоянные жители города дореволюционной России.

3) Человек, живущий мелкими, личными интересами. (я предлагал и

имеет ввиду именно эту формулу-статус для обывателя)

[26] В Советском Энциклопедическом словаре МЕЩАНИН: в Российской

империи в 1775-1917 податное сословие из бывш. посадских людей -

ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. Объединялись по

месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправле-

ния. До 1863 по закону могли подвергаться телесным наказаниям.

Переносное - люди с мелкими интересами, ограниченным кругозором.

Я предлагал сохранить статус "местного жителя с правами самоуправляемого сообщества".

[27] название одной из публикаций В.И. Ульянова (Ленина), 1923 г..

ПСС, т. 45, с. 391.

[28] = государственный стандарт

[29] = технические условия

[30] В.И. Ленин "Лучше меньше, да лучше", 1923 г. ПСС, т. 45, с. 391.

[31] Эту идею я предложу и попробую внедрить при получении

первой разработки прибора для Як-42.

[32] она описана в повести "Уникум, мечтавший о Безработице".

[33] Заказчик это может. Но часто спецы - монополисты в своих темах.

[34] Экспертные предложения я делал на УПЗ относительно несвоих

приборов. Якубович воспринимал их дружески. Другие конструк-

тора сразу защищались "правилами режима".

[35] См., например, на http://www.fogrin.narod.ru/oglavl/tabtemms.htm

[36] Верховный Совет

[37] Первое издание повести вышло в марте 2000 г., а в декабре 2000

я защитил в Академии Туризма (РМАТ) дипломную работу

"Правовые вопросы в сфере образования", которая была заказом для

докторской диссертации ректора академии (без ссылок на автора

идей). Но и такой уровень внедрения не привёл к включению

всего там предложенного в списки идей для внедрения через

министерство образования и министерство культуры, министер-

ство юстиции. Возможно, и другие студенты были обворованы

для ничтожного титула, которым и воспользоваться ректор не

успел, - быстро умер.

[38] из лозунгов ЦК КПСС

[39] выводы из практики руководимых.

[40] В мою записную книжку эта фраза попала из студенческой газеты

[41] Многие (если не большинство) конструкторов не делает анализ

возможных дефектов для возможных их ликвидаций. Сделанное –

оплачено. Незаказанные работы оплачены не будут. Бесплатно

работать глупо. Многие лишены стремления работать ради чести.

[42] Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов

[43] Туда вносили проблемы, которые надо было решить по своей

инициативе и за счёт времени других плановых работ. Отдельно

время на решение проблем не давали. Чтобы не плодить "сачков",

которые время якобы на раздумия над проблемой - тратили на

отдых.

[44] когда в 1989-м подвернулась возможность стать Главным

конструктором МЗТМ, - я им стал.

[45] Всесоюзный институт лёгких сплавов

[46] пословица и одноимённое сочинение А.Н. Островского

[47] С латинского: Non ut edam vivo, sed ut vivam edo [нон ут эдам

виво, сэд ут вивам эдо]. Перевод: Я ем, чтобы жить. А некоторые

живут, чтобы есть. Слова древнегреческого философа Сократа

(ок. 470-399 до н. э.) , приведенные древнегреческим историком

Плутархом в его сочинении "Как молодой человек должен читать

поэтов". Другой античный автор, Диоген Лаэртский, передал

слова Сократа в такой форме: "Иные люди живут, чтобы есть, а я

ем, чтобы жить"..

[48] см. историю соцсоревнования Крючкова и его провал ПЗМВ.

[49] Премии – тоже гарантированные награды, если не рисковать в

конструкциях. Например, английский трофейный прибор имел

тонкий непрогибаемый руками кожух. А наши – вдвое толще и

мнущиеся пальцами. Легче наказать того, кто смял, чем сделать

немнущийся кожух.